ИДЕИ МАЛОГО БИЗНЕСА
ПОМЕЩЕНИЯ И ОФИСЫ
ПЕРСОНАЛ
ФИНАНСЫ И НАЛОГИ
СТРАХОВАНИЕ
ЛОГИСТИКА
Что такое бизнес-план и для чего он необходим? Как правильно его составить?
Перейти в раздел >>
Как защитить свой бизнес? Чего следует опасаться начинающему предпринимателю?
Перейти в раздел >>
Какое оборудование нужно для ведения бизнеса? Как определиться с выбором?
Перейти в раздел >>

Малый бизнес и ВТО: каковы перспективы?

Покупка готового бизнеса за рубежом: легко ли это?

Малый бизнес у «нас» и у «них»: в чем отличия?
ВНЖ за бизнес: какие страны и на каких условиях могут предоставить вид на жительство тем, кто готов вкладывать деньги в их экономику?

Узнать подробности >>

Проблемы страхования малого и среднего бизнеса

Сложности кредитования малых предприятий

Формы и виды лизинга, их особенности
Малый бизнес в провинции: чем можно заняться в небольшом городке или поселке начинающему предпринимателю, в чем специфика такого бизнеса?

Узнать подробности >>

Этика бизнеса - что это такое и для чего она нужна?

Способы и критерии оценки стоимости бизнеса

Способы продвижения торговой марки на рынке
Инфляция и рынки: может ли инвестор рассчитывать на доход, намного выше инфляции?

Узнать подробности >>

Возвратный лизинг как привлечение средств

Как заключить договор факторинга

Кредитный дефолтный своп как причина кризиса

Система индексов цен


Под индексом цен понимается относительная величина, характеризующая изменение цен за два определённых периода. При этом один из них принимается за базу измерения динамики цен. Так, в индексе изменения цен за 1950 г. по сравнению с 1945 г. последний год рассматривается в качестве базы, т. е. уровень цен в 1945 г. принят за 100. В качестве базы может быть принят отчётный или плановый период. Например, в практике планирования необходимо измерять цены на определённую дату по сравнению с фактическим уровнем, сложившимся в одном из отчётных периодов, а также по сравнению с ценами, предусматриваемыми в плане. Дата, на которую определяется индекс цен, может быть также отчётной и плановой. В первом случае речь идёт об отчётных индексах цен, во втором случае — о плановых индексах цен.
При определении индекса цен по отдельному изделию он исчисляется как отношение цены изделия на определённую дату к цене на дату, принятую в качестве базы.
Если необходимо исчислить индекс цен для целой группы изделий, в расчёт придётся внести дополнительное усложнение. Допустим, мы имеем не одно изделие, а пять, цены по которым изменились следующим образом:
Для построения группового индекса цен нужно учесть структуру продукции, по которой исчисляется индекс. По сравнению с базисным периодом может произойти изменение не только индивидуальных цен изделий, но также и удельных весов отдельных изделий. Для того чтобы исключить искажающее влияние этого фактора, должна быть принята одна и та же структура продукции для базисного периода и на дату исчисления индекса.
Существуют следующие методы исчисления индексе цен: 1) по определённому устойчивому набору продуктов; 2) на основе неизменных удельных весов отдельных групп продукции; 3) на основе удельных весов отдельных групп продукции, складывающихся в том или ином периоде, для которого исчисляется индекс цен; 4) путём прямого пересчёта всей продукции в двух ценах (базисных и действующих).
Индексы цен, исчисляемые на основе постоянного набора продуктов, имеют то, и пожалуй единственное, преимущество, что построение их сравнительно просто, все расчёты их поддаются прямой проверке. Однако показания такого рода индексов могут рассчитывать на достоверность лишь в том случае, если набор продуктов охватывает решающие по количеству и типичные по значению виды продукции. Между тем это по существу исключается самой формой индекса, предполагающей отбор сравнительно ограниченной номенклатуры продуктопредставителей.
Индексы цен, исчисленные на основе неизменных удельных весов продукции, выгодно отличаются от предыдущего типа индексов тем, что они предполагают расчёт изменения цен по всему кругу продукции. Однако соотношения между отдельными группами продукции принимаются неизменными. Поэтому при существенных структурных изменениях в продукции и неодинаковой динамике цен по отдельным группам изделий показания такого индекса не могут быть признаны вполне достоверными.
В планировании и статистике народного хозяйства СССР принято исчислять индексы цен на основе удельных весов отдельных групп продукции, складывающихся в том или ином периоде, для которого исчисляется индекс цен, Индексы цен исчисляются по структуре базисного периода или на дату исчисления индекса. Как правило, структура продукции принимается на дату составления индекса. Общий (тотальный) индекс цен по промышленности в целом или по отдельной отрасли промышленности может быть исчислен на основе данных о среднем изменении цен по отдельным группам продукции и удельному весу отдельных групп продукции. Показания данного индекса будут достаточно достоверными для характеристики общего изменения цен по промышленности в целом и её отдельным отраслям. Но построенные таким образом индексы не всегда могут быть использованы для исчисления физического объёма продукции (или производительности труда) на отдельном предприятии. В самом деле, среднее изменение цен по отдельной группе продукции в целом может не характеризовать действительного изменения цен на входящие в эту группу изделия, изготовляемые данным предприятием, в том случае, если нет равномерного снижения цен на все изделия. Между тем планирование производства в действующих ценах требует исчисления индексов цен не только по промышленности в целом, не только по отраслям промышленности, но и по отдельным предприятиям. Это предполагает построение индексов цен для отдельного предприятия на основе прямого пересчёта продукции в двух ценах (базисных и действующих).
Необходимость планирования динамики продукции и производительности труда в сопоставимых ценах и невозможность определения индексов цен по отдельным предприятиям иначе как путём прямого пересчёта продукции в двух ценах (базисных и действующих) вызывает применение в планировании в качестве измерителя динамики продукции цен, фиксированных на определённую дату. Так, начиная с 1952 г. для планирования динамики валовой продукции и выработки на одного рабочего на протяжении пятой пятилетки применяются оптовые цены предприятий, действующие на 1 января 1952 г.
В Советском Союзе в планировании и статистике народного хозяйства исчисляются и применяются следующие индексы цен: 1) индекс оптовых цен промышленности, 2) тотальный общий индекс розничных цен, 3) индекс розничных цен государственной и кооперативной торговли, 4) индекс цен колхозной торговли, 5) индекс заготовительных цен.

Вернуться в оглавление книги...



   Задать вопрос юристу
Если Вам требуется юридическая помощь, Вы можете получить ответ юриста по самым разным темам: налоги, финансы, арбитраж, недвижимость и т.д.

Задать свой вопрос >>
   Малый бизнес в цифрах

Настоящее и будущее малого бизнеса

Демографический портрет предпринимательства

Малый бизнес России. Что мешает развитию?

Преимущества и недостатки франчайзинга

В чем риск и выгодность венчурного бизнеса?

Основные инструменты торговой политики
Женский бизнес: чем лучше заняться женщине, решившей открыть свое дело?

Узнать подробности >>

Кого не следует принимать на работу?

«Тайный покупатель» - разведчики бизнеса

Как правильно составить резюме?

Нестандартные методы подбора персонала
Биржевой спекулянт – это не просто трейдер, торгующий акциями на пятиминутных графиках, это еще стратег, умеющий вовремя определить куда пойдут деньги.

Узнать подробности >>

Кризис заканчивается. Что делать дальше?

Энергосбережение во время кризиса

ВВП - основной биржевой показатель

Exchange Traded Funds - биржевые торгуемые фонды

Рынок: его сущность, функции, структура
© При цитировании гиперссылка обязательна. Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.