ИДЕИ МАЛОГО БИЗНЕСА
ПОМЕЩЕНИЯ И ОФИСЫ
ПЕРСОНАЛ
ФИНАНСЫ И НАЛОГИ
СТРАХОВАНИЕ
ЛОГИСТИКА
Что такое бизнес-план и для чего он необходим? Как правильно его составить?
Перейти в раздел >>
Как защитить свой бизнес? Чего следует опасаться начинающему предпринимателю?
Перейти в раздел >>
Какое оборудование нужно для ведения бизнеса? Как определиться с выбором?
Перейти в раздел >>

Малый бизнес и ВТО: каковы перспективы?

Покупка готового бизнеса за рубежом: легко ли это?

Малый бизнес у «нас» и у «них»: в чем отличия?
ВНЖ за бизнес: какие страны и на каких условиях могут предоставить вид на жительство тем, кто готов вкладывать деньги в их экономику?

Узнать подробности >>

Проблемы страхования малого и среднего бизнеса

Сложности кредитования малых предприятий

Формы и виды лизинга, их особенности
Малый бизнес в провинции: чем можно заняться в небольшом городке или поселке начинающему предпринимателю, в чем специфика такого бизнеса?

Узнать подробности >>

Этика бизнеса - что это такое и для чего она нужна?

Способы и критерии оценки стоимости бизнеса

Способы продвижения торговой марки на рынке
Инфляция и рынки: может ли инвестор рассчитывать на доход, намного выше инфляции?

Узнать подробности >>

Возвратный лизинг как привлечение средств

Как заключить договор факторинга

Кредитный дефолтный своп как причина кризиса

Ценностные показатели плана


Действующий в социалистической экономике закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства означает объективную необходимость и одновременно возможность постоянной, сознательно поддерживаемой пропорциональности (взаимосоответствия) в развитии всех частей и сторон социалистической экономики. В связи с этим для социалистического общества приобретают особо важное значение основные положения марксовой теории воспроизводства.
Расширенное социалистическое воспроизводство общественного продукта осуществляется как вещественно, так и по стоимости. Это находит своё проявление в планировании народного хозяйства в виде применения натуральных и стоимостных (ценностных) показателей народнохозяйственного плана.
Определяя в стоимостной форме плановые задания (ценностные показатели плана) отраслям народного хозяйства, Советское государство использует цены как инструмент планового руководства развитием социалистической экономики. Цены используются для определения заданий в области производства, капитального строительства, материального снабжения, труда, товарооборота, издержек производства и обращения, национального дохода и т. д., образуя единую систему ценностных показателей государственного плана развития народного хозяйства.
Планирование производства в ценностном выражении осуществляется применением показателей объёма, динамики и структуры созданной продукции. Планирование объёма продукции «в натуре» имеет исключительно важное значение. Оно прежде всего повволяет непосредственно обеспечить соответствие в развитии смежных отраслей материального производства, выявить и устранить диспропорции в выпуске различных видов продукции, обеспечить комплексное материальное снабжение всех отраслей народного хозяйства. Однако одно планирование продукции в натуральном выражении является недостаточным: оно не позволяет определять объём и структуру продукции в пределах отдельной отрасли и всего народного хозяйства в целом. В планировании и учёте объёма продукции народного хозяйства наряду с натуральными применяются ценностные показатели валовой и товарной продукции.
Под валовой продукцией предприятия понимается стоимость продукции всех цехов предприятия, выработанной за данный плановый или отчётный период, за вычетом стоимости продукции собственного производства, потреблённой предприятием на производство, вне зависимости от того, когда она выработана.
Под товарной продукцией предприятия понимается стоимость той части его продукции, которая предназначена к отпуску на сторону, включая сюда и отпуск продукции своему капитальному строительству и для капитального ремонта, а также отпуск собственным предприятиям и организациям непромышленного характера (жилищному хозяйству, орсам, столовым и т. д.).
В ряде отраслей, отличающихся длительным производственным циклом (многие отрасли машиностроения, военной промышленности, лесоэксплуатация, торфяная промышленность и др.), часть текущих затрат на производство идёт на образование задела для выпуска готовой продукции в следующем производственном периоде. Эти затраты осуществляются в виде прироста незавершённого производства, полуфабрикатов, деталей, штампов, инструментов и приспособлений собственной выработки. Очевидно, в таких отраслях товарная продукция отличается от валовой продукции на величину стоимости этого прироста.
Валовая и товарная продукция измеряется в оптовых ценах. Соответственно в промышленности применяются показатели для планирования объёма валовой (и товарной) продукции в оптовых пенах предприятия и валовой (и товарной) продукции в оптовых ценах промышленности. Применение в планировании валовой и товарной продукции промышленности оптовых цен предприятия и оптовых цен промышленности связано со следующими обстоятельствами. Конечной оптовой ценой на изделия промышленного производства является оптовая цена промышленности. По этим ценам продукция промышленности отпускается другим отраслям народного хозяйства, а также поступает в каналы советской торговли. Поэтому полная, действительная стоимость продукции промышленности в целом может быть определена только путём оценки этой продукции в оптовых ценах промышленности.
Однако для оценки производственной деятельности отдельного предприятия, отдельной отрасли промышленности необходимо применение оптовых цен предприятий. В самом деле, одним из элементов, образующих оптовую цену промышленности, является налог с оборота. Как мы уже видели, удельное значение налога с оборота в оптовых ценах промышленности не одинаково в различных отраслях. В отраслях тяжёлой промышленности, как правило, отсутствует обложение продукции налогом с оборота. В отраслях лёгкой и пищевой промышленности доля налога с оборота в ценах различна по отдельным группам товаров. В результате в зависимости от доли налога с оборота в ценах отдельных товаров одни и те же производственные затраты могут приводить к резко различным величинам созданной продукции, если эту продукцию измерять в оптовых ценах промышленности. Это обстоятельство может приводить к искажению результатов производственной деятельности отдельных предприятий и отраслей промышленности, в особенности, если в составе их продукции имеются группы изделий, существенно отличающиеся друг от друга по величине налога с оборота в оптовых ценах.
По ряду товаров доля налога с оборота, а вместе с тем и величина оптовой цены промышленности непосредственно зависят от условий реализации этих товаров. Так, по некоторым продовольственным товарам (соль, спирт, растительное масло) оптовые цены промышленности диференцированы в зависимости от категории потребителей. В этих условиях изменение потребителей, не зависящее от самого предприятия, может привести в одном случае к существенному увеличению объёма созданной продукции в ценностном выражении, а в другом случае — к уменьшению объёма этой продукции.
Наконец, немаловажное значение имеет также то обстоятельство, что в ряде отраслей промышленности реализация продукции по полной оптовой цене (цене промышленности) производится не предприятиями, а отраслевыми сбытами. Например, предприятия нефтяной промышленности отпускают свою продукцию Главнефтесбыту по оптовым ценам предприятий, а последний реализует эту продукцию по оптовым ценам промышленности. Следовательно, реальной ценой, по которой предприятие реализует свою продукцию, является оптовая цена предприятия.
В силу всех указанных соображений для оценки выполнения плана по объёму продукции отдельными предприятиями и министерствами применяются оптовые цены предприятий, а для оценки объёма всей товарной промышленной продукции — оптовые цены промышленности.
Валовая и товарная продукция сельского хозяйства измеряется в ценах, по которым производится её реализация, при этом та часть валовой продукции, которая направляется на внутрихозяйственные нужды, оценивается в так называемых среднетоварных ценах.
Цены используются в планировании капитальных работ для определения объёма капитального строительства, его структуры (чистое строительство, оборудование, монтажные работы) и динамики. Одной из особенностей социалистической экономики является то, что сооружаемые в процессе капитального строительства новые основные фонды не принимают формы товара, не служат предметом купли и продажи. Деньги как орудие государственного контроля за затратами общественного труда находят своё выражение в сфере капитального строительства в виде стоимости сооружённых объектов. В государственных планах объём капитальных работ определяется на основе сметной стоимости сооружаемых объектов.
Вместе с тем строительная индустрия, как и другие отрасли промышленности, действует на основе хозяйственного расчёта. Это означает, в частности, что её затраты возмещаются из её доходов. Доходы предприятий строительной индустрии имеют своим источником оплату хозяйственными организациями-заказчиками выполненных строительных работ. Эта оплата производится по особым расценкам, представляющим собой разновидность оптовых цен: единичные расценки на конструктивные элементы общестроительных и специальных строительных работ, цены на монтаж оборудования. В свою очередь оплата монтируемого и не подлежащего монтажу оборудования производится по оптовым ценам, утверждённым на это оборудование. Стоимость материалов, учтённых в единичных расценках на элементы строительных работ, а также в ценах на монтаж оборудования, также определяется на основе оптовых цен. Таким образом, стоимость строительства, не относящаяся сама по себе к категории цены промышленной продукции, основывается на системе действующих оптовых цен.
Цены используются в планировании труда в качестве измерителя уровня производительности труда в народном хозяйстве и его отдельных отраслях. Производительность труда определяется в народнохозяйственном плане посредством показателя выработки на одного работника. Наряду с натуральными показателями выработки (количество тонн угля на одного рабочего, занятого в угледобыче, количество кубометров обезличенной древесины на одного рабочего в лесоэксплуатации и т. д.) в плане применяются ценностные показатели. Ценностный показатель выработки на одного работника определяется как частное от деления валовой продукции в оптовых ценах предприятий на численность работников, производительность труда которых характеризуется данным показателем.
Цены используются в интересах планирования издержек производства и обращения в народном хозяйстве. Все затраты основных и оборотных производственных фондов оцениваются в действующих государственных оптовых ценах.
Калькулирование себестоимости продукции промышленности, совхозов, тракторных работ МТС и перевозок всех видов транспорта также осуществляется на основе государственных оптовых цен, по которым приобретаются сырьё, топливо и другие элементы производительного потребления.
Цены используются при планировании товарооборота. Объём государственной и кооперативной торговли как в целом, так и по отдельным торговым системам исчисляется в государственных розничных ценах.
Цены используются при составлении баланса народного хозяйства и, в частности, при планировании производства, распределения, потребления и накопления совокупного продукта и национального дохода. Словом, разработка и проверка выполнения всех важнейших составных частей государственного плана развития народного хозяйства так или иначе связана с использованием инструмента цен.

Вернуться в оглавление книги...



   Задать вопрос юристу
Если Вам требуется юридическая помощь, Вы можете получить ответ юриста по самым разным темам: налоги, финансы, арбитраж, недвижимость и т.д.

Задать свой вопрос >>
   Малый бизнес в цифрах

Настоящее и будущее малого бизнеса

Демографический портрет предпринимательства

Малый бизнес России. Что мешает развитию?

Преимущества и недостатки франчайзинга

В чем риск и выгодность венчурного бизнеса?

Основные инструменты торговой политики
Женский бизнес: чем лучше заняться женщине, решившей открыть свое дело?

Узнать подробности >>

Кого не следует принимать на работу?

«Тайный покупатель» - разведчики бизнеса

Как правильно составить резюме?

Нестандартные методы подбора персонала
Биржевой спекулянт – это не просто трейдер, торгующий акциями на пятиминутных графиках, это еще стратег, умеющий вовремя определить куда пойдут деньги.

Узнать подробности >>

Кризис заканчивается. Что делать дальше?

Энергосбережение во время кризиса

ВВП - основной биржевой показатель

Exchange Traded Funds - биржевые торгуемые фонды

Рынок: его сущность, функции, структура
© При цитировании гиперссылка обязательна. Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.