ИДЕИ МАЛОГО БИЗНЕСА
ПОМЕЩЕНИЯ И ОФИСЫ
ПЕРСОНАЛ
ФИНАНСЫ И НАЛОГИ
СТРАХОВАНИЕ
ЛОГИСТИКА
Что такое бизнес-план и для чего он необходим? Как правильно его составить?
Перейти в раздел >>
Как защитить свой бизнес? Чего следует опасаться начинающему предпринимателю?
Перейти в раздел >>
Какое оборудование нужно для ведения бизнеса? Как определиться с выбором?
Перейти в раздел >>

Малый бизнес и ВТО: каковы перспективы?

Покупка готового бизнеса за рубежом: легко ли это?

Малый бизнес у «нас» и у «них»: в чем отличия?
ВНЖ за бизнес: какие страны и на каких условиях могут предоставить вид на жительство тем, кто готов вкладывать деньги в их экономику?

Узнать подробности >>

Проблемы страхования малого и среднего бизнеса

Сложности кредитования малых предприятий

Формы и виды лизинга, их особенности
Малый бизнес в провинции: чем можно заняться в небольшом городке или поселке начинающему предпринимателю, в чем специфика такого бизнеса?

Узнать подробности >>

Этика бизнеса - что это такое и для чего она нужна?

Способы и критерии оценки стоимости бизнеса

Способы продвижения торговой марки на рынке
Инфляция и рынки: может ли инвестор рассчитывать на доход, намного выше инфляции?

Узнать подробности >>

Возвратный лизинг как привлечение средств

Как заключить договор факторинга

Кредитный дефолтный своп как причина кризиса

Машиностроение


Машиностроение является самой крупной отраслью австрийской промышленности. На машиностроительных заводах занято около трети всех промышленных рабочих страны. По стоимости выпускаемой продукции машиностроение значительно превосходит все другие отрасли австрийской промышленности и составляет около четверти всей стоимости промышленной продукции страны. Австрийская машиностроительная промышленность имеет довольно широкий производственный профиль: транспортное, сельскохозяйственное, нефтяное, электротехническое машиностроение, производство промышленного оборудования, судостроение, станкостроение и др.
Австрийская промышленная статистика выделяет из общего машиностроения две наиболее крупные отрасли: транспортную и электротехническую, занимающие значительное место в австрийской промышленности. В связи с этим учет продукции машиностроения ведется по трем группам: общее машиностроение, транспортное машиностроение и электротехника. Отдельно ведется учет и по металлообрабатывающей промышленности. Машиностроительная промышленность развивалась в послевоенный период большими темпами, чем вся промышленность в целом. Из различных отраслей машиностроения наиболее успешно развивалось транспортное машиностроение, которое по объему производства более чем в 4 раза превосходило довоенный уровень, наименее успешно развивалась электротехническая промышленность - в 2,8 раза.
В общем машиностроении выделяется несколько отраслей, которые определяют лицо всей этой промышленности.
Сельскохозяйственное машиностроение получило довольно значительное развитие в послевоенный период, что было связано, в первую очередь, с процессом механизации австрийского сельского хозяйства. В результате уже в 1952 г. производство сельскохозяйственных машин в 2,5 раза превышало довоенный объем производства.
«Либерализация» импорта сельскохозяйственных машин сильно отразилась на развитии этой отрасли. Произошло резкое сокращение производства, в 1953 г. оно составляло лишь 57,3% от предыдущего года. Следует отметить, что до настоящего времени еще не достигнут высший послевоенный уровень 1952 г. В сельскохозяйственном машиностроении выделяются фирмы «Эппель-Буксбаум», производящая молотилки, сеялки и др., «Хофхерр-Шрантц А. Г.», специализирующаяся на сельскохозяйственном инвентаре, и др.
Производство железнодорожного подвижного состава имеет в Австрии более чем полувековую историю. Эта отрасль австрийского машиностроения поставляет дизельлокомотивы, электровозы, железнодорожные вагоны и др. не только на внутренний рынок, но и экспортирует свою продукцию в значительных размерах в другие страны. Почти 100% производства паровозов идет на экспорт. Венская фирма «Винер Локомотивфабрик А. Г.» недавно получила крупный заказ на поставку в Индию 90 паровозов. Фирме удалось выдержать острую конкурентную борьбу за получение этого заказа с американскими и английскими паровозостроительными фирмами, офферты которых оказались с более высокими ценами.
Наиболее крупной фирмой в общем машиностроении является национализированное предприятие «Зиммеринг-Грац-Паукер А. Г.», которое занимает ведущие позиции не только в производстве железнодорожного подвижного состава, но и в производстве дизель-моторов, паровых турбин, прессов, котельного оборудования, а также оборудования для алюминиевых, сахарных и кирпичных заводов. Заводы фирмы расположены в Вене и Граце. Фирма также тесно связана с внешними рынками. В начале 1956 г. фирма «Зиммеринг-Грац-Паукер» получила крупный заказ из Индии на поставку 1 000 шт. товарных вагонов.
Наиболее молодой отраслью австрийского машиностроения является станкостроение. Оно представлено в основном производством токарных станков на фирме «Фёст». Следует отметить, что основная масса производимых токарных станков экспортируется в высокоразвитые индустриальные страны: в США, ФРГ и др., где они пользуются большим спросом, благодаря отличному качеству. В последнее время на фирме освоено также производство фрезерных и шлифовальных станков.
Из отраслей, связанных с производством промышленного оборудования, особенно следует остановиться на австрийском турбостроении. В этой отрасли почти монопольное положение занимают две фирмы «Фойт-Верке» и «Машиненфабрик Андритц А. Г.», которые могут полностью обеспечить потребности страны в этом виде оборудования. Фирмой «Фойт» еще до войны был разработан проект крупнейшей в Средней Европе гидротурбины типа «Каплан». Такие гидротурбины были установлены на многих австрийских гидростанциях. Другая фирма «Андритц» в середине 1956 г. совместно со швейцарской фирмой «Эшер-Висс» установила на гидростанции Капрун самую мощную в Западной Европе насосную станцию.
Особое значение для австрийской экономики имеет развитие нефтяного машиностроения. Производственные мощности этой отрасли вполне достаточны для оснащения нефтяной промышленности страны отечественным оборудованием. Большой опыт в производстве бурового оборудования и глубинных насосов для добычи нефти имеет фирма «Маннесманн-Трауцль А. Г.». Один из руководителей фирмы писал в журнале «Нейе Техник унд Виртшафт»: «Фирма имеет возможность обеспечить потребности наших нефтяных полей почти всеми видами бурового и добывающего оборудования».
В послевоенное время производство бурового оборудования было освоено также на другой австрийской фирме - «Шёллер-Блекманн». Транспортное машиностроение в Австрии до войны было ограничено преимущественно производством легковых автомобилей. В послевоенный период центр тяжести переместился на выпуск грузовых автомашин и тракторов. Выпуск легковых автомобилей собственного производства был совсем прекращен, и в настоящее время австрийская фирма «Штейер-Деймлер-Пух А. Г.» производит лишь сборку автомашин из готовых деталей, поступающих с итальянского автомобильного концерна «Фиат», согласно подписанному в 1948 г. соглашению между этими фирмами. В 1956г. сборка легковых автомашин составила 11,1 тыс. шт. Быстрое развитие транспортного машиностроения в послевоенный период было обусловлено начавшимся процессом механизации сельского хозяйства, что обусловило значительный спрос на тракторы и грузовые автомашины, а рост выпуска мотоциклов был связан с большим спросом на внешних рынках: около четверти производства мотоциклов экспортируется.
Господствующее положение в транспортном машиностроении занимает фирма «Штейер-Деймлер-Пух», одна из крупнейших монополистических организаций Австрии. Предприятия фирмы расположены в Вене, Граце, Штейере, Сайт-Валентине и др. Общее количество занятых на фирме - около 17 тыс. человек. Доля фирмы в производстве основных видов продукции транспортного машиностроения в 1955 г. была: в производстве тракторов - 94,7%, грузовиков - 87,5%, мотоциклов - 88,7%, велосипедов - 86,4%. Кроме того, фирма выпускает около 93,5% всего производства шариковых и роликовых подшипников.
В начале 1956 г. началось сокращение производства в транспортном машиностроении, что было вызвано усилившейся иностранной конкуренцией на внутреннем рынке. В связи с дальнейшей «либерализацией» импорта выпуск грузовых автомобилей сократился на 1 200 шт. по сравнению с предыдущим годом. Особую угрозу для австрийской автотракторной промышленности представляет проникновение на австрийский рынок западногерманских фирм.
В 1953 г. в Австрию было ввезено 2,7 тыс. грузовых автомашин, а в 1955 г. уже 5,5 тыс. шт., в том числе из Западной Германии 4,2 тыс. шт. Западногерманские фирмы для закрепления на австрийском рынке используют все средства конкурентной борьбы, опираясь на свое более прочное финансовое положение. Так, при реализации автомобилей в Австрии они предоставляют покупателям кредит до 5 лет и часто без задатка, тогда как австрийские фирмы ограничивают срок своего кредита одним годом и с обязательной уплатой задатка.
Несмотря на значительное развитие австрийской автомобильной промышленности в послевоенный период, состояние грузового автопарка страны говорит о том, что производство грузовых автомобилей не покрывает потребности народного хозяйства Австрии. В октябре 1955 г. было зарегистрировано 61 тыс. грузовиков и только 21 тыс. шт. австрийского производства, остальные иностранные - немецкие 26 тыс. шт. и американские 6 тыс. шт. Следовательно, расширение производства в автомобильной промышленности вполне возможно за счет некоторого ограничения иностранной конкуренции.
В последнее время сказывается конкуренция западногерманских фирм и в области производства тракторов. Немецкие компании используют относительно низкие ввозные пошлины на тракторы для проникновения на австрийский рынок. Совсем недавно западногерманская фирма «Порше Дизель Моторбау Гмбх» обеспечила реализацию своей продукции путем заключения патентного соглашения с австрийской фирмой «Хофхерр-Шрантц», по которому последняя будет собирать тракторы из немецких деталей.
Электротехническое машиностроение получило значительное развитие сравнительно недавно, во времена первой австрийской республики. Поэтому большинство предприятий построено с учетом последних достижений современной техники. В электротехнической промышленности преобладают крупные предприятия. Более половины всех занятых в производстве работает на крупных предприятиях с числом рабочих более 500 человек.
В первые послевоенные годы электротехническая промышленность значительно увеличила выпуск своей продукции, уступая по темпам развития лишь цветной металлургии и общему машиностроению. Такой рост электротехнической промышленности был вызван большим строительством гидростанций и относительно слабой конкуренцией со стороны иностранных фирм. В последующие годы произошло значительное падение производства, и лишь к концу 1955 г. снова был достигнут уровень первых послевоенных лет, однако не по всем видам продукции. Падение производства было вызвано прежде всего ухудшением конъюнктуры на внешних рынках в 1952-1953 гг. и усилением иностранной конкуренции, особенно со стороны Западной Германии. Совместное строительство гидростанций привело к тому, что значительная часть электрооборудования стала поставляться западногерманскими фирмами. Кроме того, электротехническая промышленность сильно зависит от обеспечения цветными металлами и легирующими материалами, закупка которых за границей была затруднена в связи с нехваткой валюты.
В австрийской электротехнической промышленности особенно выделяется сильноточная промышленность, которая занята производством электромоторов, трансформаторов, кабеля и др. Здесь господствующее положение занимают фирмы «Элин», «АЕГ-Унион», «Сименс-Шуккерт», «Фельтон и Гийом» и др., которые по существу монополизировали все производство.
В слаботочной промышленности, которая занимается производством электробытового оборудования, радиоприемников, электролампочек, также основная масса продукции выпускается несколькими фирмами.
Особенно значительно в Австрии развито производство радиоприемников, где наряду с австрийскими фирмами «Сименс-Хальске», «АЕГ-Унион» действуют и иностранные филиалы «Филипс» «Лоренц» и др.
Металлообрабатывающая промышленность развивалась в послевоенное время значительными темпами, в связи с хорошей конъюнктурой на внутренних и внешних рынках.
Австрийская машиностроительная промышленность располагает большими возможностями в конкурентной борьбе на внешних рынках. Прежде всего, внутренняя цена на различные изделия проката в Австрии значительно ниже, чем в других капиталистических странах. В среднем одна тонна рядового проката в 1955г. стоила в Австрии 95 долл., а мировая цена - 110 долл.
Таким образом, цены на все виды проката в Австрии значительно ниже, чем в странах «Европейского Объединения угля и стали». Австрийские цены на стальной лист несколько выше английских и американских. Однако, с учетом скидки с цены на металл, которая представляется экспортным отраслям австрийского машиностроения, цена на толстый лист составляет 88 долл., на средний - 100 долл. и на тонкий - 124 долл. В 1956 г. скидка по толстому и среднему стальному листу составляла 16,3%, по тонкому - 13,9%.
Следовательно, австрийская машиностроительная промышленность получает самый дешевый в Западной Европе металл.
Второе обстоятельство, которое помогает австрийской машиностроительной промышленности в конкурентной борьбе - это относительно низкая заработная плата австрийского рабочего.
Стоимость одного рабочего часа в долларах (1955 г.)
Австрия......0,40
Франция......0,60
Италия......0,46
Западная Германия ... 0,51
Швейцария .... 0,65
Швеция.....0,81
Уровень заработной платы особенно сильно отражается на себестоимости продукции в обрабатывающих отраслях, где расходы на рабочую силу на единицу продукции чрезвычайно велики.
Таким образом, австрийское машиностроение имеет большие возможности для успешной конкурентной борьбы с машиностроительными фирмами западноевропейских стран.
К числу особых преимуществ австрийского машиностроения можно отнести работу многих фирм по выполнению отдельных, конкретных заказов. Правда такой метод удорожает стоимость продукции по сравнению с серийным производством, но дает возможность более точно и качественно выполнить условия каждого конкретного заказа. Например, в декабре 1955 г. австрийская фирма «Элин» получила заказ на поставку трех крупных трансформаторов для электростанции в Минессоте (США), победив на конкурсе, в котором участвовало ряд американских и европейских фирм. Успех австрийской фирмы объясняется главным образом тем, что она разработала проект машины специально для работы в этой местности, а другие фирмы представили на конкурс чертежи своих машин из серийного производства. В связи с этим интересно высказывание одного австрийского экономического журнала: «Для стран с постоянным внутренним рынком организация серийного производства представляется целесообразным. Мы же, с маленьким внутренним рынком, должны быть более расчетливыми с тем, чтобы каждый наш завод возможно больше придерживался универсальной программы, что дает возможность сбалансировать при экспорте большие рыночные колебания цены на различные изделия». Следовательно, отказ от серийного производства австрийцы считают не столько своею бедою, сколько преимуществом. При переходе на серийное производство Австрия вряд ли выдержала бы конкуренцию со стороны более сильных в техническом и финансовом отношении машиностроительных фирм Западной Европы.
Чувствуя свою финансовую слабость, особенно в области предоставления кредита, австрийские фирмы стараются найти себе солидных партнеров. В последнее время широкое распространение получили совместные действия австрийских и западногерманских фирм на внешних рынках, как например, строительство металлургического комбината и гидростанции в Индии.
В борьбе на внешних рынках австрийские машиностроительные фирмы используют и другие меры для укрепления своего положения: создание филиалов и дочерних обществ, соглашения о сборке из готовых деталей, техническая консультация при реализации продукции и др. Например, известная австрийская фирма «Элин» имеет свои филиалы и дочерние компании более чем в 70 странах, а другая фирма «Штейер-Деймлер-Пух» заключила патентное соглашение с испанской фирмой на сборку в Испании тракторов по австрийскому патенту - 450-500 шт. в год.

Вернуться в оглавление книги...



   Задать вопрос юристу
Если Вам требуется юридическая помощь, Вы можете получить ответ юриста по самым разным темам: налоги, финансы, арбитраж, недвижимость и т.д.

Задать свой вопрос >>
   Малый бизнес в цифрах

Настоящее и будущее малого бизнеса

Демографический портрет предпринимательства

Малый бизнес России. Что мешает развитию?

Преимущества и недостатки франчайзинга

В чем риск и выгодность венчурного бизнеса?

Основные инструменты торговой политики
Женский бизнес: чем лучше заняться женщине, решившей открыть свое дело?

Узнать подробности >>

Кого не следует принимать на работу?

«Тайный покупатель» - разведчики бизнеса

Как правильно составить резюме?

Нестандартные методы подбора персонала
Биржевой спекулянт – это не просто трейдер, торгующий акциями на пятиминутных графиках, это еще стратег, умеющий вовремя определить куда пойдут деньги.

Узнать подробности >>

Кризис заканчивается. Что делать дальше?

Энергосбережение во время кризиса

ВВП - основной биржевой показатель

Exchange Traded Funds - биржевые торгуемые фонды

Рынок: его сущность, функции, структура
© При цитировании гиперссылка обязательна. Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.